пятница, 31 мая 2013 г.

Про танго, тюрьму и свободу.

        Танго либре. Чуть ли не первый после "Уроков танго" художественный фильм, в котором танго присутствует как самостоятельный персонаж, как нечто без чего бы история не состоялась, как нечто что придает смысл всей этой истории. История очень французская, довольно-таки таки банальна, провокационна и, при всем при этом, на мой взгляд, малоинтересна. Сказать, что кино совсем не получилось - не думаю, что это правильно. Есть в этом фильме пара деталей, которое таки делает это, вполне себе, неплохим кино - 1) снято это  хорошо и 2) там есть Чичо.
    Ну, про то что Чичо прекрасен, думаю, говорить излишне. Он и без моих слов и реверансов прекрасен, он большой артист, пожалуй единственный в танго мире персонаж такого масштаба. И он центральная фигура в этом фильме, несмотря на то, что роль у него эпизодическая и диалога всего 2, с точки зрения количества появлений в сюжете - ну, и работой-то не назовешь, НО:
если бы не было этого его такого персонажа, смысла снимать этот фильм тоже не было бы.  Про него в фильме известно только 2 вещи: что он аргентинец и, что он сидит в тюрьме. Он убедителен во всем, что он делает и, пожалуй, это единственный свободный человек на всю картину, единственный человек,  для которого свобода живет внутри. Он принимает решения  опираясь на свои внутренние мотивации, и внешние ограничения не являются для него ни ограничениями, ни препятствием.
Собственно, выбор тюремной истории предполагает основным вопросом - вопрос о свободе. Примечательно, но ни одного из главных героев этот вопрос не задевает. Они живут как могут, проживая каждый день как предыдущий, не задумываясь о том  как, зачем или почему.
В принципе, каждый из героев создал для себя небольшую или большую тюрьму и внутри себя  убежден, что хочет из нее выбраться, при этом всеми силами стараясь в ней остаться,  ибо там понятно, привычно и даже комфортно. Все, кроме одного, но история-то не о нем :)




- ты Аргентинец?
- да
- я хочу научиться танцевать танго
- я не танцую танго
- как не танцуешь? в Аргентине же все танцуют танго! Разве нет?
- все, кроме меня...

… если посмотреть на этот диалог с точки зрения места, где происходит диалог - это абсурд.
- с точки зрения участников сцены - эпатаж и нарушение тюремной иерархии.
- с точки зрения героя - это отчасти отчаяние и безысходность, отчасти вызов и в большей степени нервы и истерика:)
и только с точки зрения персонажа Чичо - это просто диалог. один спросил, другой ответил. Фактически, только он во всем фильме нарушает стереотипность поведения в закрытых социумах, нарушает предсказуемое поведение архетипа:)
И, наверное, логично что его персонаж говорит о том, что танго это свобода, и та энергия и даже агрессия, с которой он двигается в танце, ломает предрассудки окружающих, их представления и ожидания, в том числе и  убеждения, что свободу можно дать или отнять. Финал фильма вызвал у меня вообще-то ощущение дежавю - он тоже очень французский, до такой степени, что вспоминаешь разом все эти сотни финалов без ответа и даже без вопросов, не потому что ответов нет, потому что они так очевидны, что в них не хочется упираться и делать ничего не хочется. И совсем не интересно героям, что можно сбежать из тюрьмы, как из места заключения, но если ты внутри себя создал внутреннюю тюрьму, то ты так или иначе, рано или поздно снова в ней окажешься.  И непонятно зачем им это танго, если ни измениться ни даже посмотреть в направлении "мечты" они не смогли и не захотели. Они просто продолжили жить в своем персональном дне сурка, не заметив дверь, которую им приоткрыла жизнь… мгм…
короче Чичо - луч света во всем этом тюремном болоте :))))

Комментариев нет:

Отправить комментарий