пятница, 28 июня 2013 г.

Напиток танго богов или эликсир всего самого-самого

       Мате… он сродни наркотику, к нему привыкаешь и уже вряд ли когда отвыкнешь.
Он безусловно религия, ибо мате это ритуал, который, приняв однажды, ты будешь повторять вновь и вновь, когда тебе хорошо, когда тебе плохо, когда к тебе приходят гости, когда ты один и тебя одолевают, быть может не очень веселые, мысли. ОН проясняет мысли и вытаскивает из глубин памяти нужное и важное. Это своего рода трубка мира, которая тебя объединяет с этим самым миром, и она не терпит неравенства. Он уравнивает людей разного пола, возраста, опыта, социального статуса и финансового положения, оставляя им только одно - готовность просто быть человеком, ни плохим, ни хорошим, не оценивать все вокруг, а просто быть.


        Мой первый мате я попробовала в свой первый приезд в Буэнос Адрес. И уровнял он меня не с кем-нибудь, а самим Гавито… Мой первый урок у Карлоса почти закончился, когда с балкона в комнату (она же служила танцевальной студией) вплыл Эль Фляко Дани, держа в одной руке странную деревянную штуку, похожую на ступку для пряностей, а в другой термос. Он долил воды из термоса в штуку и протянул штуку Карлосу. Тот, взял, посмотрел на нее и вдруг спросил меня
- Хочешь мате?
- мате?
- ну да, мате 
- а что это?
он рассмеялся и сказал, что это невозможно объяснить, это надо попробовать:) и протянул мне эту самую деревянную ступку (она кстати тоже называется мате). Из мате торчала железная трубка, и мое снобское и брезгливое альтер-эго вопило мне в ухо, что, мол, негигиенично, хрен его знает, чем болеют эти стариканы, "и вообще ты дура что ли? ты всерьез это собираешься пить? это вообще непонятно что за хрень!!! Не смей даже думать!… Но вторая часть  моего внутреннего голоса, воспитанного в Грузии, говорила: "ну, люди от чистого сердца предлагают, ты же не можешь обидеть двух пожилых людей! Ну не стрихнину же тебе предлагают. И вообще, откуда в тебе этот снобизм?"
Короче говоря, сила традиций моих предков победила, и я даже не заикнулась про сменную трубочку:)
Я не могу сказать, что мне понравилось, но оторваться мне уже не удалось:) С тех пор мате обязательный атрибут моей жизни. Особенно когда мне сложно или надо что-то обдумать, или когда настолько сложно, и ты загнан в очередной "уголизкоторогонетвыхода", и у тебя уже нет сил искать этот выход. Кстати, самым сложным моментом в моей жизни был не когда я расходилась с мужем, и не когда я расставалась с самой "большой любовью моей жизни", а когда у меня вдруг приключилась аллергия на мате:( К счастью она прошла:)
…Звонок
- Ты занята? что ты собираешься делать?
- пойду на террасу пить мате
- без меня?
- а ты хочешь? приходи:)
мы сидим уже полчаса пьем мате и все это время ты звонишь или отвечаешь на звонки, отправляешь кому-то какую-то информацию, каждые 10 минут говоря, что еще последний звонок и все:) Я вполне себе предполагала что-то похожее и предусмотрительно  взяла с собой плейер. Закончив очередной разговор, ты взрываешься и говоришь мне, что я асоциальна:) Я спрашиваю из чего это следует. Ответ, заставляет меня  свернуться в трубку от смеха и необходимости этот смех сдержать:)
 - идя пить мате с кем-то ты берешь с собой плейер!
- О да! это, конечно же, недопустимо, и, конечно же, демонстрирует всю степень моего пренебрежения к собеседнику, но… позволю себе напомнить, что этого кого-то я знаю очень хорошо:) и почему-то этот кто-то уже 40 минут не отрывается от телефона:) что мне остается делать?
- пить мате!
- ты невыносим! Если тебя напрягает моя асоциальность, иди поищи себе более социальную компанию:)
мы ругаемся вдрызг и ты гордо уходишь…
зато приходит смс: но я все равно тебя люблю;) не уходи, я вернусь через 5 минут, я все таки хочу допить мате:)
- ты абсолютно невыносим:)

… Урок. Я в который раз не понимаю, чего от меня хотят. Точнее, вроде все понятно, но делать-то что? И я точно знаю, что вот этот тип, который дважды в неделю меня тиранит на уроках, давать мне ответ на этот вопрос не собирается. Каждый третий урок он загоняет меня в такие углы, что я ухожу, а точнее отползаю с урока в слезах, или на грани этих самых слез, сдерживая  их из последних сил, или, когда уже невозможно больше терпеть, выливая потоки слез на рубашку этому чудовищу, которое каждый раз хочет от тебя невозможного, и ты чувствуешь себя бессильной что-нибудь в себе изменить или исправить, чувствуешь себя непроходимой дурой, тяжелой и неуклюжей, как корова на льду, и каждый раз ты решаешь распродать свою коллекцию танго туфель, раз уж столь бесталанна и отправиться в Сибирь убирать снег …
- ты чего ревешь?
- ничего  
- не реви
- не реву
- я же вижу
- а кого интересует, что ты там видишь! у тебя салфетка есть?
- нет
- тогда тем более не интересует!
- хочешь мате?
- хочу.
- эй, ты же мне ничего не оставила!
- а ты не просил!
- будешь так себя вести, я тебя укушу!
- только попробуй, я тебе все оставшиеся волосы повыдергиваю
- это не ученица, это маленькое чудовище какое-то!
- всегда к вашим услугам!
- ок, в четверг в 3, и салфетки не забудь!
- привет жене, и мате не забудь!
- договорились
и история повторяется раз в 2 недели :) Это сложная наука - танго, но мате спасает и тут :)

Мате заставляет тебя доверять людям. мате забирает страх быть непонятым или осмеянным, мате делает тебя менее уязвимым и дает тебе право и свободу быть слабым.
- Что случилось?
- все нормально
- это то, что у тебя написано во взгляде, ты называешь нормально?
я молчу
- эй, давай говори, легче станет
- Гас, все нормально. (блин, предложеньице, и так внутри хреново настолько, что аж желудок сводит, а тут,  вот так вот возьми и выверни всего себя наизнанку.)
- завтра я позвоню тебе и мы пойдем пить мате. 
И назавтра вы пьете мате, и уже не так страшно выворачивать себя наизнанку, главное по чуть-чуть:)

Иногда мне кажется, что матэ это своего рода ангел-хранитель танцующих танго.  Помню, как девчонки отрабатывали что-то у меня на террасе, пока я шуршала по хозяйству.  Первый, второй, третий раз, перерыв на мате, мозговой штурм и алгоритм снова повторяется:) С третьей попытки добрались до истины:) А если, не дай бог, у вас очередной танго кризис и вы ищете ответ на основной вопрос философии: "а на хрена вам это все?" - попробуйте мате, и посмотрите, что будет:)
Ааааа, забыла сказать, что в этом случае вам придется полюбить этот терпкий и вяжущий эликсир счастья :)

пятница, 14 июня 2013 г.

Быть или не быть?

Практически каждый танцующий танго, чуть ли ни с первых занятий слышит, что аргентинское танго  - это танец социальный. И дальше самому слову "социальный" придается некая важность:) через какое-то время человек начинает противопоставлять социальные и не социальные танцы, начинает дифференцировать общество "по цвету штанов", правильному и неправильному танго и так далее. И все. Как только начинается цветовая дифференциация штанов, социальность исчезает. Ибо ты уже не с равными тебе, пусть и незнакомыми, но равными, такими же как ты, а с пацаками, чатланами и прочими пепелацами.
  Слово социальность означает желание одного homo sapiens-a общаться с другим homo sapiens-ом, ПРОСТО ОБЩАТЬСЯ. И вроде бы танго должно помогать, потому как и повод пообщаться есть и все прочие условия тоже присутствует, ан нет. Наблюдала и не раз - на уроке (на открытых, на семинарах) люди прозанимались целое занятие вместе, видно, что никаких явно негативных ощущений друг от друга не испытывают, и после этого каждый по очереди говорит: "Я вот хочу прийти на занятие завтра, но у меня партнера/партнерши нет". т/е/ они даже не поинтересовались у того с кем они уже общались в процессе урока. Меня вот что интересует, почему приходя в любой социум, в любую тасовку, человек жаждет общения и коммуникации и одновременно или даже заранее боится, что его в этом социуме не поймут, не примут, не оценят, увидят какой он лох и т.д. и т.п. причем настолько, что это смещает гендерные роли!!! Мне тут недавно один вполне себе взрослый и состоявшийся человек говорил о том, что он не может так вот запросто подойти к малознакомой барышне и спросить или, тем более, предложить сходить на класс или на практику. Это, заметьте, при регулярных верещаниях партнерш о том, что не с кем учиться, практиковаться и вообще! Но и это еще не все! Я, понятное дело, спросила: "А ты предлагал/спрашивал? Откуда барышне может прийти в голову, что у тебя имеются какие-то танцевальные планы?" И в ответ я услышала "Я НАМЕКАЛ"!!! Ну, про то как лично я понимаю намеки мужчин, я вам как-нить потом расскажу - это отдельная "комедь":) И то, каким образом мужчины намекают и то, как женщины эти намеки понимают, говорит о том, что способ малоэффективный и выбора не оставляет, и главное обе стороны страдают. Нет, ну, барышни, те, которые поактивнее, в какой-то момент теряют терпение и  идут спрашивать сами, но тут есть 2 варианта событий -
1. у барышень тоже те же тараканы, им тоже много чего кажется. Это означает, что из энного рада кандидатов - ты можешь оказаться не первым, а во втором десятке, и вовсе не потому, что ты полный поц, а потому что в системе координат барышни есть варианты похуже, но с меньшей вероятностью получить отказ. В результата она пойдет на урок не с тобой, а с кем-то, кто ее устраивает меньше, а ты так и будешь просиживать штаны на практике, сокрушаясь, что на практику надо приходить со своей партнершей…
2. привыкнув к тому что от мужчин инициативы ждать нечего, они начинают брать инициативу на себя и в танце, и далее раздаются уже мужские вопли на весь фейсбук о том, что активное танцевание это зло, или радостные кличи не очень опытных партнерш, о том как они перехватывают ведение:)
И в том и в другом случае удовольствия от собственно танца не получает никто:)  



Далее.  танго тусовка прочно обосновалась в фейсбуке и прочих социальных сетях, что, вроде бы, казалось, тоже должно было бы помочь налаживать коммуникацию с людьми, но не тут то было:)  Сейчас я вам расскажу страшную тайну - иногда я добавляю в друзья людей, которых я не знаю, иногда они меня добавляют в друзья, и всякий с кем у меня есть больше 3 пересечений - это  какие-то интересы, общие друзья оказываются у меня в друзьях (исключения составляют турки, которых я лично не знаю, и еще некоторое количество представителей активных народностей). Так вот, ну с теми кто ко мне стучится - там более или менее понятно, а вот с теми кого добавляю я - это отдельная история. Кстати показательная:) меня довольно таки часто спрашивают: "а почему вы меня добавили" или "мы знакомы?", или
"а мы с вами наверное были вместе на уроке у того-то?" и мне приходится вступать в долгую переписку и объяснения типа, да нет вы, в принципе, ни в чем не виноваты/провинились/заслужили, вы просто одним фактом своего существования на этой планете вызвали мой интерес. В целом люди вопрошающие делятся на 2 категории - те кто меня вообще не знают (не дифференцируют по цвету штанов) и те, кто лично не знают, но обо мне слышали. Обе эти категории пугаются (первая меньше) - первые в массе ничего не спрашивают, ну а те, кто таки заглядывает в мой профиль, начинают пугаются, как только просекают про эти самые штаны:), вторые не знают, что и думать, и еще боятся, что я их засыплю спамом:). И еще в этих вопросах всегда звучит такое ожидание объяснения, что ты по какой то причине выделил конкретного человека из толпы. Почему именно его? И мне всегда сложно объяснять людям почему я им отправила запрос. Персональных причин у меня, как правило, нет - я не знаю этих людей. Почему именно они - просто, обычно, я иду по рекомендациям фейсбука, который норовит всех привлечь и перезнакомить (до тех пор пока сам не пугается, что понасоветовал такую кучу людей). Но это скорее про то, как я выбираю, а вот почему - просто потому, что я танцую социальное танго:) просто потому, что в социальной сети ты можешь увидеть людей, которых ты не увидишь в реальной жизни, просто потому что со своими друзьями из обычной человеческой, не интернетной жизни, я предпочитаю разговаривать живьем, мне для этого фейсбук не нужен, а вот для того, чтобы узнать о людях, с которыми я не знакома, такая форма знакомства подходит идеально. Потому что мне интересны люди, потому что мне нравится когда за окном сменяются пейзажи и персонажи, потому что "когда тебе нужен ответ на любой вопрос - иди спроси незнакомца".
 Так вот, мне интересно, что же изменилось и усложнилось в человеческой жизни, что просто задать вопрос мы боимся? Что заставляет нас воспринимать любой отказ, по любой причине, как негативную оценку нас любимых этим самым отказавшим и почему нам так важны оценки? Куда ушло ощущение, что ты такой же как я, и значит я могу тебе доверять, и, в то же время, ты совершенно другая вселенная и мне хочется о ней узнать? Куда ушла естественность и простота в общении? почему мы не умеем, как дети быть открытыми и принимать других? почему двухлетний аргентинский малыш находит за 10 минут на московской детской площадке друзей и они с удовольствием общаются и проводят время вместе, хотя и не говорят на одном языке, а взрослые люди у которых есть общий интерес не знают как можно просто подойти к незнакомой барышне и спросить "а может у тебя есть время и желание попрактиковаться?" Почему над приглашением дружить в фейсбуке мы раздумываем и вопрошаем: "а мы знакомы?" ибо первое что приходит нам в голову,  что нас засыпет спамом? ну, засыпет этот персонаж - удалишь его из друзей, или может его спам будет тебе интересен или полезен? Кстати, я всегда читаю спам:) и много полезного и нужного там нахожу:)
А потом, с завидным постоянством, 2 раза в год мы наблюдаем дебаты в фейсбуке, почему одних не приглашают, и почему  она не согласилась со мной потанцевать, почему мне об этом семинаре/преподавателе никто ничего не сказал, почему… почему… почему…
 Ты не спросил, не нашел времени, желания, интереса, ты не нашел в себе смелости или готовности поговорить, она тебя не заметила, никогда не видела и понятия не имеет как ты танцуешь и ей боязно рискнуть, даже не оттого что ты плохо танцуешь - этого она не знает, боязно от того что она вообще о тебе ничего не знает:) и при таком раскладе не узнает никогда. А танго - это между прочим социальный феномен, ибо его механизм пересекает параллельные прямые, у которых в другом месте не было шансов пересечься:)           
     Мне иногда кажется, что у нас танго это использование окружающих людей чтобы потанцевать (желательно хорошо), а не использование возможностей  танго, чтобы узнать другого человека. Мы, по обыкновению, удовлетворяем свои потребности, но не реализуем возможности…